КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Место музея в жизни школы
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
По своему профилю музейный комплекс ГБОУ Школа № 1998 – «История мировых цивилизаций» - историко-культурологический.
Культура- совокупность навыков и умений, а также результат деятельности человека, воспитание, образование, развитие. Культура- это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура характеризует определенную историческую эпоху, сферу деятельности или жизни.
Музейная педагогика- процесс воспитания, образования и обучения школьников специфическими музейными средствами: экскурсионно-лекционная работа, научно-исследовательская работа, собирательная деятельность, историческая реконструкция.
Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения.
Создание музея «История мировых цивилизаций» расширяет образовательную среду, обеспечивает дополнительные гуманитарные и технические знания и навыки у учеников школы и их родителей.
Основной целью развития музея является создание историко-художественной среды, которая бы оказывала позитивное и конструктивное влияние на процессы формирования гражданской позиции, толерантности и демократических принципов у учащихся школы, способствовало бы расширению кругозора и развитию художественного вкуса.
Цели и задачи школьного музея
С 2006 г. в нашей школе работает музей «Истории мировых цивилизаций». Называя так наш музей, мы исходили из определения, что цивилизация- это понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса. А культура- это то, что остается, когда все другое исчезает. Давая нашему музею имя АТЛАНТ, мы определили ориентиры нашей музейной работы: активные, талантливые, любознательные, аккуратные, находчивые, творческие.
Цель работы нашего музея: развитие ассоциативного и образного мышления для формирования целостного представления об историческом процессе. Главные задачи:
Основные функции музея: образовательная, воспитательная, хранительная, исследовательская.
Основным направлениями работы музея являются: деятельность, связанная с изучением истории, традиции, культуры разных стран, регионов и многонациональной России.
Содержание и замысел экспозиции
Структура музейных экспозиций призвана реализовывать данные задачи, функции и направления работы. Наши экспозиции можно разделить на три группы:
Основной экспозиционный зал
Представлены экспонаты по нумизматике, геральдике, археологии, этнографии, письменным источникам, филателии.
Экспозиция отражает верования людей доцивилизационной эпохи.
Экспонаты представляют духовный мир и верования, историю и культуру первых великих цивилизаций: Египет, Греция и Рим. Отдельные экспонаты представляют собой реконструкцию.
Индия, Китай, Япония. Предметы культуры, быта, искусства, религии.
Экспонаты рассказываю об эпохе Великих географических открытиях, рыцарях и Прекрасных Дамах. Представлены образцы произведений прикладного искусства народов Европы.
Экспозиция состоит и двух частей: Народные промыслы России; Фрагмент интерьера русской избы.
Народные промыслы представлены образцами Гжель, Хохлома, Жестово, Хотьково и др.
Интерьер включает в себя предметы крестьянского быта: люлька для ребенка, чугуны, ухваты, утюги, прялка и другие предметы. Многие экспонаты подлинные. Одежда выполнена учащимися и учениками в стиле того времени.
Историческая гостиная «Ах, эти средние века!» (на базе кабинета истории)
Экспозиция представляет собой фрагменты интерьера средневекового замка. Арбалет, щиты с гербами, камин.
2 зал. «Этих дней не смолкнет слава!» (героическая история России)
Экспозиция «Гордость и слава России» посвящена победам русского оружия от Александра Невского до войны 1812 года.
Основная экспозиция посвящена события Великой отечественной войны. Выставка орденов и медалей, макеты битв у разъезда Дубосеково и под Волоколамском. Представлены модели самолетов и танков, военных машин.
Содержание деятельности музея
Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны.
Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества. Наиболее интересные работы представляются на ежегодной конференции «Первоцвет». Активисты музея принимают участие в городских и других конкурсах.
В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
Реализации программы развития музея
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
Единый музейный урок.
6 октября 2015 года в музее ГБОУ СОШ № 1929 состоялся открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров» в рамках Городского фестиваля-конкурса «Школьный музей: новые возможности».
Открытый урок проводился в форме фольклорного праздника с использованием музейных предметов.
Также в программе прошли мастер-классы:
Урок прошел 6 октября в 13-30 в музее «История мировых цивилизаций». Мастер-классы – в 14-30.
В образовательной практике школьного музея мы используем 3 основных типа экскурсий: ознакомительную, образовательную и развивающую. Экскурсии проводят учителя истории и учащиеся-активисты музея.
Темы экскурсий.
И многие другие.
Темы экскурсий меняются и зависят от уровня образования.
Выставки в музее «История мировых цивилизаций» самые разные. Есть регулярные- «Новый год в разных странах». Часто оформляем выставку пасхальных яиц и композиций «Пасхальное яйцо своими руками». Есть выставки постоянные: «Шедевры мировой архитектуры», которая полностью оформлена макетами 3D, выполненные учащимися нашей школы. Выставка «Русский хоровод». К знаменательным датам оформляем передвижные выставки: «Великий балетмейстер России»(к 200 летию Мариуса Петипа), «Русские меценаты»( ко дню предпринимательства в России) и многие другие.
Место музея в жизни школы
Термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не парадным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные мероприятия, а побудителем творческой активности детей, средством гражданско-патриотического воспитания учащихся и обогащения учебного процесса.
Музей является благоприятной воспитательной средой для формирования гражданско-патриотических позиций и высоконравственных качеств личности, дальнейшего становления и самоопределения. Задача музея – помочь поддерживать и укреплять связь поколений, их преемственность, служить проводником идей исторического долга и гражданской ответственности, глубокого уважения к защитникам Отечества за всю историю нашего государства.
Цель создания музея
Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Создание условий для воспитания патриотов - самая высокая цель любой системы воспитания, не теряющая своей актуальности на протяжении всей истории человечества. Наш школьный музей призван формировать эти нравственные ориентиры, приобщить учащихся к истории множества сражений и, особенно, Великой Отечественной войны , подвести ребят к осознанию их гражданского долга перед поколениями соотечественников, защитников своей Родины.
Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:
История создания школьного музея
Школьный музей «История мировых цивилизаций» создан в 2006 году. Для музея была выделена и оформлена рекреация на 3 этаже. Одна из экспозиций была посвящена Великой отечественной войне. Главным способом сбора материалов для музея стал ученический поиск, активная творческая работа самих школьники под руководством учителей. К 65-летию победы в 2009 г. на 1 этаже выл открыт филиал музея «Этих дней не смолкнет слава!», посвященный основным событиям героической истории России. Среди экспонатов подлинные вещи, письма участников Великой отечественной войны, макеты военной техники, книги и находки с полей сражений.
Сегодня работа музея опирается на сложившиеся за 10 лет традиции. Проводятся экскурсии для учащихся школы. Учащиеся школы совершают туристические поездки в города-герои, посещают музеи, мемориалы, памятные места этих городов. Из городов привозят немного земли для экспозиции «Города-герои». Мы активные участники акции «Бессмертный полк». Собираем Книгу памяти, где ученики и учителя рассказывают о своих родных, которые защищали нашу страну в годы войны. Есть библиотека. В течение многих лет систематически встречаемся с ветеранами.
Школьный музей призван оставаться преимущественно музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество».
Содержание и замысел экспозиции
Экспозиция школьного музея построена по тематическому принципу и имеет следующие разделы:
Расширенная экспозиция, посвященная битве за Москву, включает два макета «Волоколамск» и «Дубосеково», а также летное поле с макетами самолетов. Многие модели и сами макеты выполнены учениками и активистами музея.
Содержание деятельности музея
Организационная работа. Работа с фондами.
Планирование деятельности музея и школьного Совета музея. Оформление и обновление экспозиции музея. Пополнение фондов. Учет музейных предметов в книге
поступления музея. Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, творческих работ) в книге учета научно-вспомогательного фонда, систематизация материалов. Исследование и описание каждого предмета. Составление карточек. Воспитательно-пропагандистская деятельность. Создание системы информирования о важных событиях школьной жизни, стране, районе. Оформление информационно-тематических стендов. Проведение тематических музейных уроков с учащимися 1-11х классов. Участие в мероприятиях посвященных Великой Отечественной войне по плану работы музея и школы. Экспозиция включает экспонаты основного и вспомогательного фондов по следующим направлениям: 1) вещественные памятники (остатки и детали оружия, военное снаряжение, обмундирование); 2) письменные (письма, номера газет, книги, брошюры, орденская книжка, удостоверения к медалям, воспоминания ветеранов); 3) изобразительные (фотографии, живопись, рисунки
Для хранения фондов музея используются шкафы, папки, ,витрины. Материалы музея могут быть привлечены на урок истории, москвоведения, обществознания, в начальных классах. Проводятся уроки в самом музее. Посетителями экскурсий, участниками встреч, проведением тематических программ являются все учащиеся школы, родители, ветераны войны и труда, приезжающие в школу гостиПродолжается составление картотеки библиотечного фонда музея, инвентарной и предметной картотеки.
Поисково-краеведческая
Сбор предметов, документов, фотографий, изделий, связанных с историей Великой Отечественной войны. Изготовление стендов, плакатов, схем, стеллажей и витрин, макетов относящихся к профилю музея. Разработка тематических заданий классам по сбору материала. Учащиеся школы часто выезжают на экскурсии в музей Вооруженных Сил, Обороны Москвы, Московского военного округа, Центральный музей Великой Отечественной войны, делают фотографии, слайды, видеозаписи.
Научно-исследовательская
Создание ученических проектов по истории Великой Отечественной воны, связанных с историей семей наших учеников, историей школы и района. Запись воспоминаний бывших учителей школы, выпускников, родителей и родственников, которые учились в нашей школе. Исследования истории предметов, хранящихся в фондах музея.
Поисково-краеведческая
Изучение истории Великой Отечественной войны по архивным и литературным источникам.
Образовательно-воспитательное
Развитие познавательных интересов и творческих способностей. участие в поисково-исследовательской деятельности: сбор экспонатов, запись воспоминаний, составление
картотек, систематизация материалов, творческих работ, участие в круглых столах, конференциях, экспедициях. Проектная деятельность.
Экскурсионная
Разработка и проведение экскурсий по экспозициям музея. Подбор резерва группы экскурсоводов 6-8 классов и их подготовка для проведения экскурсий. Подготовка тематических экскурсий, и проведение их к знаменательным датам и государственным праздникам. Подготовка и проведение музейных уроков.
Методическая, консультативная
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, связанные с работой музея по предметам и классным часам, мероприятия для родителей.. Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с военно-патриотической тематикой. Предоставление материалов из фондов школьного музея для использования их в работе с учащимися.
Творческая
Привлечение учащихся, учителей и родителей к оформлению и обновлению музея. Изготовление творческих работ (макеты, панно, рисунки и т.п.). Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ. Проведение в музее занятий кинолектория. Создание музейных страниц школьного сайта.
Механизмы реализации концепции
Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности музея. Успешное прохождение сертификации 1 раз в 5 лет. Адаптация организационной структуры музея, повышение квалификации педагогов, осуществляющих руководство музеем. Освоение методов программно-целевого подхода, проектирования, моделирования деятельности музея в контексте изменений социально-культурной и образовательной среды города и района. Активное использование в музейной деятельности технологий социального маркетинга и развития связей. Сотрудничество с другими школьными музеями, музейными центрами г Москвы. Укрепление материально-технической базы музея.
Ожидаемые результаты
«Бессмертный полк» — международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Ежегодно в День Победы участники акции проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников — ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны.
С 2015 года и наша школа присоединилась к этому движению. Многие учащиеся передали в музей портреты своих родных для книги памяти.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКАМ
День воинской |
||
Класс — 9.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ■ изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.);
охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
■ развивать умения анализировать, сравнивать, находить выход из проблемной ситуации; рефлексировать;
■ содействовать развитию личности обучающихся посредством воспитания чувства патриотизма, уважения к участникам битвы.
Учебное оборудование: ■ иллюстративный буклет «Сталинградская битва»
■ экспозиция музея «Сталинградская битва»
■ карточки для блиц-опроса (на каждого);
Учитель:
Сталинградская битва занимает особое место в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Сталинградская битва была одной из крупнейших во всей военной истории. Она коренным образом изменила ход не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны, стала прологом Великой Победы Советского Союза над нацистской Германией. Такого грандиозного поражения враг еще не испытывал. Германия была поставлена после него на грань глубочайшего кризиса. Гибель отборных немецких войск под Сталинградом отрезвила миллионы немцев, которые впервые задумались о неизбежности глобального поражения.
Почти полностью разрушенный, но оставшийся непокоренным, Сталинград стал символом стойкости, мужества и героизма воинов Красной Армии. Пройдут века, а слава защитников волжской твердыни будет жить в памяти народов как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и массового героизма. И наш долг не только знать и помнить об этом подвиге, но и передавать правду о нем последующим поколениям.
Проблемное задание: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причины поражения гитлеровской армии под Сталинградом следующие: ужасные холода, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться? На поставленный вопрос вы ответите в конце урока. —
А теперь проведем блиц-опрос и постараемся вспомнить события, предшествовавшие Сталинградской битве. Поставьте напротив утверждения «+», если вы согласны с ним, «–» если не согласны.
Блиц-опрос. Рабочим группам раздаются листы с утверждениями:
■ Вторая мировая война началась 22 июня 1941 г.;
■ с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов;
■ 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР;
■ по окончании советско-финской войны в марте 1940 г. СССР исключили из Лиги Наций;
■ план нападения на СССР назывался «Барбаросса»;
■ первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал;
■ в ходе Великой Отечественной войны выделяют пять основных этапов;
■ главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция;
■ контрнаступление советских войск под Москвой началось 5—6 декабря 1941 г.
Проверим ваши ответы.
Учитель:
Ситуация на советско-германском фронте к лету 1942 г. Была такова:Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу. Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения Кавказом и Нижней Волгой. Перейдя в наступление, гитлеровцы достигли на южном направлении значительных успехов. Заняв Донбасс, Ростов-на-Дону, Крым, они нанесли Красной Армии ощутимое поражение под Харьковом. 17 июля 1942 г. началось сражение за Сталинград.
Историки выделяют два этапа битвы за Сталинград. Первый — оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942 г. Второй этап — наступательный — с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г
23 августа город подвергся массированной бомбардировке. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
13 сентября противник начал штурм города. Оборона Сталинграда была возложена на 62-ю и 64-ю армии (командующие — генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович).
1 ученик-экскурсовод:
Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пядь волжской земли. «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» — эти слова стали девизом защитников Сталинграда. Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один километр.
Советские бойцы проявили огромное мужество. 58 дней два десятка защитников под командованием сержанта Якова Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6-й армией немцев Фридриха Паулюса был помечен как крепость.
2 ученик-экскурсовод:
Нельзя забыть подвиг матроса Михаила Паникахи, который в неравном бою, загоревшись, бросился на вражеский танк с бутылкой зажигательной смеси.
Местом самых ожесточенных боев, ключевой позицией обороны, значащейся в донесениях как высота 102, стал Мамаев курган.
Учитель:
Страницы из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы».
Упорство советских войск привело к тому, что немецкое наступление выдохлось. Заместитель Верховного главнокомандующего Георгий Константинович Жуков, начальник Генерального штаба Александр Михайлович Василевский и командующий артиллерией РККА Николай Николаевич Воронов разработали две операции по разгрому немцев — «Уран» и «Кольцо».
Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран».
Помощь попавшей в окружение 6-й армии Паулюса должен был оказать фельдмаршал Манштейн. Но его остановила и нанесла сокрушительное поражения армия под командованием генерала Малиновского.
По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокоссовский) 10 января 1943 г. советские войска начали разгром фашистской группировки. 2 февраля 1943 г. окруженная группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам ее главнокомандующий — фельдмаршал Паулюс.
Учитель:
Победа советских войск под Сталинградом послужила толчком к мощному наступлению Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить свои войска с Северного Кавказа.
Давайте вернемся к проблемному вопросу, который был поставлен в начале урока: «Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег...» Можем ли мы с этим согласиться?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Позвольте наш урок завершить словами поэта.
1 ученик экскурсовод:
Он умирал под Сталинградом
Когда Он умирал под Сталинградом,
Двадцатый век стоял понуро рядом
И принимал в суровый час прощанья
Написанное кровью завещанье:
"Я завещаю всё, что уцелело, –
Свою мечту, душа с которой пела,
Свою любовь, светившую в ненастье,
Тебе, двадцатый, может быть, на счастье.
2 ученик-экскурсовод:
Впредь не позорь судьбу свою земную,
Не поджигай планету голубую.
Останови враждующие кланы,
Поставь для войн надёжные капканы!
Да не забудь и мне доставить радость,
Уважив незатейливую слабость:
Нарви цветов, шагая мирным садом,
Тому, кто умирал под Сталинградом".
(М. Ромашкинская)
Цели:
1)познакомить с историей праздника День защитника Отечества и поздравить будущих защитников Отечества;
2) Расширить знания учащихся о героях Великой Отечественной войны;
3) Создать условия для воспитания уважения к ветеранам войны, труженикам тыла, участникам Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ – победителя.
Оборудование: экспозиции музея «Этих дней не смолкнет слава!». Буклет «Брестская крепость», фотографии героев.
Ход урока.
Учитель: 23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы. Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
1 Ученик-экскурсовод: Известно с давних пор, неоспоримо это:
Нет ничего возвышенней Отчизны.
Нельзя найти нигде, во всех пределах света,
Родней земли, дающей чудо жизни.
Священная земля. Отечество родное,
Любимая страна, здесь все для нас святое,
Здесь предков наших дух, здесь корни жизни нашей.
Родной земли комок чужих кораллов краше.
2 ученик-экскурсовод:
Мужчин святое право – Отчизну защищать.
Для этого им надо дух и тело укреплять.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
Учитель: День защитников Отечества возник в 1918 году как день рождения Красной Армии. В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии. А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”.
Сегодня мы с вами поговорим о защитниках Отечества во время Великой отечественной войны.
22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу Советского союза и одними из первых бой принял гарнизон Брестской крепости.
1 ученик-экскурсовод:
Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас в глубь нашей страны.
И один «островок» на границе,
Тот который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.
Долго немцы крепость бомбили,
Долго взять его не могли,
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
Учитель:
Брестская крепость- это пример массового и о мы сегодня вам расскажем только о нескольких из них.
(Показывает фото героя и Кобринские ворота)
Петр Михайлович Гаврилов.
Являлся командиром сорок четвертого стрелкового полка, который принадлежал сорок второй Стрелковой дивизии. Петр Михайлович два дня возглавлял оборону северных ворот Кобринского укрепления. На третий день он перешёл на Восточный Форт, там командовал группой бойцов, собранной из различных подразделений. Группа состояла из четырех сотен человек. Как свидетельствовал противник, защита была хороша настолько, что было невозможно подступиться пехоте. Было принято решение принудить солдат сдаться при помощи голода и жажды.
В конце июня враг захватил огромную часть Восточного Форта, Майор Гаврилов продолжал сражаться, даже когда группа бойцов стала очень маленькой. Они продержались до двенадцатого июля. Когда прогремел тридцать второй день войны, Гаврилов попал в плен в бессознательном состоянии. Он был освобождён по окончании войны, в сорок пятом году. Петр Михайлович служил в Советской Армии ещё год. Потом жил в Краснодаре. Десять лет спустя он получил звание героя Советского Союза. Сейчас майор похоронен в Бресте на гарнизонном кладбище, там ему стоит памятник.
2 ученик-экскурсовод: (показывает фотографию героя)
Воспитанник музыкантского взвода сражался у Тераспольских ворот Цитадели до первого июля. Доставлял бойцам боеприпасы и продукты, добывал воду для детей, женщин, раненых и сражающихся защитников крепости. Вел разведку. За бесстрашие и смекалку бойцы назвали парня Брестским Гаврошем. Во время прорыва из крепости попал в плен. Бежал из тюрьмы, но был схвачен и угнан на работы в Германию. После освобождения служил в Советской Армии. За мужество и героизм, проявленные в дни обороны Брестской крепости награжден орденом Отечественной войны первой степени.
Учитель: День защитника отечества не только мужской праздник. Огромное число женщин, девушек и девочек тоже во все времена защищали свою Родину. В истории Брестской крепости есть свои героини.
Девушка из Белоруссии двадцать второго июня вместе с батальонным комиссаром Богатеевым выносила больных из горящего здания. Когда узнала, что в густом кустарнике, где была позиция пограничников, много раненых, направилась туда. Когда появились фашисты, Хорецкая подалась вперед, прикрыв собой обессилевшего воина. Она приняла смерть в бою. Захоронена в Некрополе Мемориала.
Медсестра Прасковья Леонтьевна Ткачева спасла около двух десятков человек из горящего госпиталя в первый день войны. Ее тяжело ранили, потом пленили. В сорок втором году была связной в партизанском отряде имени Чернака.
Учитель:
Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Для многих, это величайший подвиг народа за всю мировую историю, и в то же время, это такая трагедия, которая ни в коем случае не должна повториться.
Наш урок мы хотим завершить словами поэта Сергея Михалкова:
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!
![]() |
![]() |
Петр Михайлович Гаврилов |
|
Петр Клыпа |
Вера Хорпецкая |
Прасковья Ткачева |
В год семидесятилетия Победы состоялось масштабное погружение в суровые годы войны. В мероприятии приняли участие не только ученики и учителя нашей школы, но и жители микрорайона, так как одной из сценических площадок стал школьный двор. Действие получилось трогательным, эмоционально насыщенным, вызвавшим искренний отклик всех присутствовавших.
В этот год мы впервые приняли участие акции «Бессмертный полк». А также создали альбом, который каждый год пополняем портретами героев Великой отечественной войны- родственниками наших учащихся.
ХАКАТОН «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – ДВЕРЬ В ПРОШЛОЕ ИЛИ ОКНО В БУДУЩЕЕ (или Чему научит школьный музей?)»
Мы знаем не понаслышке о трудностях формирования у обучающихся мотивации к обучению, умений работать с различными источниками информации, поэтому хотим познакомить Вас с реально эффективными технологиями, которые помогают решать эти задачи.
На хакатоне будет представлен опыт педагогов по организации учебной деятельности на основе экспозиций школьного музея.
В образовательной практике школьного музея мы используем 3 основных типа экскурсий: ознакомительную, образовательную и развивающую. Экскурсии проводят учителя истории и учащиеся-активисты музея.
Темы экскурсий.
Темы экскурсий меняются и зависят от уровня образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРАЗДНИКАМ
День воинской |
||