10 способов как подготовить себя и ребенка к школе 10.08.2019

Автор статьи - Котович Т.Т., педагог-психолог Школы «Лукоморье», действительный член профессиональной Психотерапевтической Лиги.

В августе многие родители и дети с тревогой вспоминают, о том, что скоро прозвенит первый звонок нового учебного года.

Как с пользой провести оставшееся время каникул? Как помочь ребенку легче войти в ритм школьной жизни?

  1. Успокойтесь в первую очередь сами и постарайтесь постоянно не пугать своего ребенка тем, что скоро первое сентября и учитель накажет за то, что ребенок не доделал задание на лето. Спросите ребенка, в какой помощи он нуждается, чтобы не прийти без задания. Кому-то нужна организующая помощь, с кем-то нужно почитать вслух, кому-то нужно задания сделать в игровой форме или соревнование с самим собой на время.
  2. Не позднее, чем за две–три недели постепенно войдите с ребенком в школьный режим. Постарайтесь, чтобы ребенок ел, вставал в семь утра и ложился не позднее двадцати двух Режим дня организует мозг ребенка, помогает быть продуктивным и собранным на уроке.
  3. Больше гуляйте и играйте в активные игры на свежем воздухе в оставшиеся летние деньки.
  4. Как не забыть учебный материал? Ребята, которые ходят уже в школу могут повторить английский язык, если вы будете дома устраивать дни, когда говорите на иностранном языке.

Чтобы не забыть правила русского языка, сочиняйте и пишите вместе маленькие сказки, делайте короткие задания на орфограммы(5-7 минут), пишите друг другу записки от лица героев книг и фильмов. Смотрите вместе фильмы по книгам, заданным на лето. Предложите ребенку искать слова с определенной орфограммой в летних произведениях и поиграйте в известные словесные игры с этими словами.

5.Важно чтобы взрослый показал ребенку, как можно связывать школьные знания и явления обычной жизни.

Географию, историю, язык и окружающий мир можно повторить в путешествии, математику в магазине, биологию в зоопарке или на сафари.

Если вы едете в новое место, узнайте заранее его историю, расскажите ее ребенку. Осматривая достопримечательности, дайте ребенку задание найти интересные объекты и артефакты и сфотографировать их.

Проводите различные физические и химические опыты с ребенком. Делайте слаймы, вулканы из соды, смешивайте различные вкусы и запахи.

  1. Будущих первоклассников заранее не стоит «натаскивать» на знание алфавита и письма, только если ребенок сам не попросит.
  2. Первоклассникам нужно порепетировать как складывать свой рюкзак в школе. Нарисуйте нужные школьные принадлежности на одном листе и повесьте над кроватью ребенка.
  3. Перед первым сентября уложите ребенка пораньше. Пофантазируйте с ним, каким будет завтрашний день, так ребенок сможет проговорить то, что его тревожит или пугает в школьной жизни.
  4. Со старшим ребенком полезно обсудить планы на ближайший учебный месяц. Спросите его, каким он хочет видеть свой учебный день. Как планирует делать домашнее задание. Обсудите с ребенком, нужна ли ему будет помощь для лучшего усвоения знаний. Достаточно ли только поддержки родителей или нужен репетитор. Какие подобрать дополнительные занятия в школе или профильный кружок, если ребенок хочет углубить свои знания.

10.Чтобы войти в школьный ритм каждый день ставьте ребенку одну-две маленькие учебные цели. И обязательно контролируйте их выполнение и обязательно хвалите. Важен не объем задания, а его регулярность учебных занятий летом. Это поддерживает познавательнуюактивность мозгаребенка. Например, вы можете дать задание на день:

  • Повторить таблицу умножения на семь
  • Найти и выписать пять - десять словарных слов из книги для чтения летом или найти в уже прочитанных рассказах орфограммы.

Помогите вашему ребенку не чувствовать себя виноватым, постарайтесь не запугивать неудачами в приближающемся учебном году. Важно чтобы ребенок понимал, что в случае неудачи, он не останется наедине со своими проблемами, и родители не будут ругать за то, что задание не сделано. Но это не значит, что ответственность за результат учения лежит на родителях. Если современный ребенок понимает, зачем ему знания, получаемые в школе, его мотивация их получить вырастает. И только тогда интерес к учению может принести долгожданные плоды: хорошую успеваемость.


Что делать если ребенок не хочет делать задания на лето?

Вы регулярно «пилите», ругаете, пугаете ребенка за то, что задали на лето, а он не делает? Или ребенок совсем забыл простые математические действия или другие математические или языковые премудрости? Или при слове «школа» ребенок тихо сползает под стол и прячется.

Важно понять, что в поведении ребенка тревожит вас больше. И когда вы это осознаете, обратите внимание, как вы сами справляетесь с трудностями на своей работе. Откладываете ли вы важные дела на последний момент? Может, опаздываете на встречи, которые не интересны? Как быстро вы делаете, что вам интересно и как медленно тянется время, когда то, что вы делаете вам не нужно? Возможно, вы уже поняли, что взрослые не идеальны и на работе тоже не всегда радостно и трудолюбиво работают.

И самый мой любимый вопрос, если бы вас в отпуске попросили вместо отдыха бесплатно поработать и дали бы самую скучную работу – как быстро, старательно и долго вы бы ее выполняли?

Вот и детям не очень хочется летом дополнительно заниматься и делать тоже, что они делали в школе весь год.

Но школьные задания летом можно превратить в увлекательную игру, соревнование, квест. Используйте школьные знания в повседневной жизни: в поездках, на даче, в городе. Соединяйте то, что видит ребенок в путешествиях с тем, что он уже изучил в школе. Решайте задачи по математике «на скорость- время- расстояние» прокладывая маршрут поездки, повторите таблицу умножения в магазине, просите ребенка сделать перевод слова которое вы «не знаете» или попросите найти нужный город на карте в навигаторе и вспомните вместе интересные факты про него.

Проводите химические и физические эксперименты и опыты вместе с ребенком, просите старших детей показать разные физические «фокусы» младшим. Вместе с ребенком можно замешивать слаймы, делать ньютоновскую жидкость, готовить печенье, создавать разные запахи, варить мыло и леденцы.

А что же делать, если чтение заданных книг вызывает жесткое сопротивление?

Для современных детей чтение длинных текстов действительно представляет трудность, они привыкли воспринимать короткие тексты на экране телефона и страница книги воспринимается с трудом и не полностью. Как же быть?

Нам помогут фильмы, диафильмы и мультфильмы по произведениям заданным на дом. Сначала смотрим с ребенком фильм, обсуждаем основную его мысль, что хотел режиссер донести до зрителей. Затем читаем книгу и ищем то, что не вошло в фильм.

Да это больше занимает времени, чем, если бы ребенок прочел сам книгу, но возможность увидеть героев на экране оживляет воображение ребенка при чтении книги.

Возможность играть и манипулировать знаниями и навыками, которые уже есть, активизирует мозг у детей и жажду познания в любом возрасте.

Удивление ребенка, живой интерес, понимание, что своими знаниями можно пользоваться в жизни повышают интерес к познанию мира, к информации, которую дети получают в школе. Делают эти знания живыми, объемными и понятными для ребенка.

Интервью психолога на милицейской волне